† В А Р Ф О Л О М Е Й
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП
КОНСТАНТИНОПОЛЯ – НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР
ОТ ПРЕСЛАВНО ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА
Всечестные братья-архиереи и возлюбленные о Господе чада!
По благоволению и благодати дародателя Бога пройдя поприще Святого и Великого поста и проведя в умилении седмицу Страстей Господних, вот, мы радуемся празднованию светоносного Воскресения Его, им же искуплены будучи от тирании ада.
Славное Восстание Господа Христа из мертвых есть совоскресение всего рода смертных и предвкушение всеобщего совершенства, а также свершения Божественного Провидения в Царстве Пренебесном. Мы участвуем в неизреченной тайне Воскресения в Церкви, освящаясь в ее таинствах и переживая Пасху, «отверзшую нам врата рая», не как воспоминание о некоем событии в прошлом, но как квинтэссенцию церковной жизни, как всегдашнее присутствие Христа среди нас, которое ближе к нам, чем даже мы сами. На Пасху православные верующие обнаруживают свое истинное «я» во Христе; включаясь во всеобщее движение к эсхатону «в радости неизреченной и преславной» (1 Петр. 1, 8), как «сыны света… и сыны дня» (1 Фес. 5, 5).
Центральной чертой православной жизни является Воскресно-пасхальное пульсобиение. Философ ошибочно назвал православную духовность «угрюмой» и «сумеречной». Западники, напротив, справедливо восхваляют утонченную восприимчивость православных относительно смысла и глубины пасхального переживания, однако эта вера никогда не упускает из вида, что путь к Воскресению лежит через Крест. Православная духовность не признает ни утопизма Воскресения без Распятия, ни пессимизма Креста без Воскресения. По этой причине в православной жизни зло не имеет последнего слова в истории, в то время как вера в Воскресение служит стимулом борьбы с присутствием зла и его последствиями в мире, выступая мощной преобразующей силой. В православном самосознании нет места капитуляции пред лицом зла или безразличия к течению мировых человеческих событий. Напротив, имея богословскую и экзистенциальную основу, вклад в преобразование истории реализуется без риска отождествления Церкви с миром. Православный верующий осознает антитезу между мирской реальностью и эсхатологическим свершением. И поэтому он не может оставаться безучастным перед лицом негативных явлений. По этой причине Православная Церковь никогда не считала борьбу за преображение мира бессмысленным предприятием. Наша вера в Воскресение всегда хранила Церковь как от самозамкнутости и закрытости к миру, так и от секуляризации.
В Пасхе для православных сконцентрирована вся тайна и экзистенциальное сокровище нашего благочестия. Мы слышим, как жены-мироносицы «ужаснулись», «войдя во гроб, увидели юношу… облеченного в белую одежду» (Мк. 16:5), что характеризует величие и сущность нашего опыта веры как переживания экзистенциального потрясения. «Ужас» указывает на то, что человек встречается с тайной, которая углубляется по мере его приближения к ней, согласно изречению, что наша вера «есть шествие не от тайны к познанию, но от познания к тайне».
В то время как отрицание тайны экзистенциально суживает человека, почитание тайны раскрывает пред ним врата райские. Вера в Воскресение есть глубочайшее и яснейшее выражение нашей свободы, или, скорее, рождение ее в добровольном приятии вышнего божественного дара обожения по благодати. Православная Церковь, как «живущая Воскресение», является миром «подлиннейшей свободы», которая для христианской жизни есть основа, путь и призвание. Воскресение Христово есть благовестие свободы, дар свободы и залог «всеобщей свободы» в «вечной жизни» Царства Отца и Сына и Святого Духа.
С этими переживаниями, честнейшие братья и возлюбленные чада, исполненные совершенной радости участия во «всеобщем празднестве», восприяв свет от невечернего света и прославляя Христа, воскресшего из мертвых и принесшего жизнь всем, поминая также в этот всепраздничный «нареченный и святой день» и всех в обстоянии сущих братьев и сестер наших, мы молимся «смертию смерть поправшему» Господу и Богу мира даровать миру мир и направить наши стопы ко всякому благому и угодному Ему делу, провозглашая всерадостную песнь «Христос Воскресе!»
Фанар, Святая Пасха 2024
+ Константинопольский
пламенный ко Христу Воскресшему
молитвенник о всех вас
______
photo: Nicholas Papachristou